Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р].
Структура занятия
- Время: 20 минут.
- Цель: Автоматизация звука [Р] во фразах.
- Задачи: ввести звук [Р] во фразовую речь; научить ребенка правильному речевому дыханию; формировать правильный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух.
- Оборудование: зеркало, игрушка красная машинка, тигр, слон, картинки, трубочка и стакан с водой.
Ход занятия
Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:
Организационный момент
Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:
- Улыбаемся мы шире, Чтоб видны нам зубы были.
(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).
- Маму радовать мы будем Улыбнемся, поцелуем.
(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).
- Язычок наш станет кистью И забор покрасит быстро.
(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).
- Маляром стал язычок, Сейчас покрасит потолок.
(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).
- Котик губку облизал, Язычок свой показал.
(Вкусное варенье широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).
- Вместе в лес гулять пошли И грибочек там нашли.
(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).
- И пойдем играть в футбол, Всем забьем сейчас мы гол!
(Загони мяч в ворота в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).
- Языком поцокаем, Как лошадки топаем.
(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).
- Как индюшки-болтушки Балаболить будем дружно.
(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).
- Сыграем на гармошке Песню про Антошку.
(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).
- Барабанить я люблю: «Д-д-д», всем говорю.
(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).
Дыхательная гимнастика
Теперь мы искупаемся в реке Нил.
Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.
Развитие фонематического слуха
Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.
Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.
Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.
При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.
Автоматизация звука во фразовой речи
А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.
- Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
- один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
- одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
- одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.
Итог занятия
Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.
Домашнее задание
Повтори дома с мамой фразы: у верблюда горб, черное фортепиано, корона королевы, розовый шар, корабли в порту, огромный телевизор.
Посмотрите несколько видео индивидуальных логопедических занятий по автоматизации звука [Р]: