С точки зрения нейропсихологии, проблемы с обучением в школе у большинства детей связаны с недостатком адаптивных нейронных связей в мозге или наличием большого количества не адаптивных связей. У таких детей психические функции: память, внимание, речь, моторика сформированы не в полной мере. Выявить причины подобных состояний, избежать их последствий помогает нейропсихологическая диагностика и коррекция.
Нейропсихологическая коррекция
Детская нейропсихология занимается изучением формирования мозговых структур и степени организованности умственных процессов. Эта наука в последние годы приобретает все большую популярность из-за увеличения количества малышей, вынужденных обучаться по программе ОВЗ.
Профессиональная нейропсихологическая диагностика и коррекция рекомендованы к проведению именно в детском возрасте, когда мозг и качество его деятельности не сформированы полностью. Грамотное выявление заболеваний, установление причин нарушений в психическом развитии позволяют избежать проблем с обучением в школе.
Диагностика
Методы нейропсихологической диагностики недоразвития участков головного мозга у детей изначально разрабатывались А. Р. Лурией, его учениками как способ системного анализа взаимодействия мозга и психики. Ученые пришли к выводу, что эти системы нельзя разделить, они действую сообща, как единое целое. Опыт работы нейропсихологов показал, что эта точка зрения была и остается верной.
Поэтому сегодня специалисты нейропсихологических центров обследуют маленьких пациентов комплексно, используя следующие методики и тесты:
- Сбор анамнеза и беседа с родителями. Проводится по нескольким направлениям: течение беременности, родов, семейные хронические заболевания, наличие инвалидности у родителей, диагноз при рождении, срок грудного вскармливания, перенесенные заболевания. Обязательно затрагиваются периоды адаптации к саду и школе, готовность ребенка к поступлению в первый класс, его интересы. После сбора анамнеза, специалист выслушивает жалобы родителей, записывает их наблюдения за малышом.
- Выявление или опровержение наличия у ребенка вегетативных реакций, аффективных эксцессов, нарушений в глазодвигательных функциях, наличие ригидных телесных установок, гипертонуса, сбоев в дыхании.
- Оценка способностей ребенка: склонности к упрощению заданий, возможностей переключаться от одной деятельности к другой, поиск собственных ошибок, умение анализировать, сформированность произвольной саморегуляции.
- Тест на пространственные представления: самостоятельный рисунок, проба Зеркальная буква, Слепые часы, копирование.
- Обследование слухового гнозиса (восприятие ритма, различение бытовых шумов).
- Обследование речевых функций: беседа, составление рассказа, ответы на вопросы по картинке.
- Письмо, чтение, счет. Ребенок выполняет задания педагога.
- Проверка интеллектуальных функций с учетом возрастных норм развития.
На основе анализа диагностических данных, анамнеза, онтогенеза детский логопед-дефектолог составляет индивидуальную программу занятий с ребенком. Содержание курса обычно следующее: нейропсихологические упражнения для коррекции внимания, памяти, речи, уровня концентрации, усидчивости, поведения, психологического комфорта.
Показания
Нейропсихологическая коррекция рекомендована детям с 3 до 12 лет, если у них наблюдаются следующие симптомы отклонений и нарушений в развитии:
- Гиперактивность, импульсивность (СДВГ);
- Излишняя медлительность;
- Леворукость;
- Слабо развитая моторика;
- Рассеянность;
- Дефицит внимания;
- Нарушения памяти;
- Тики, логоневроз;
- Задержки психического развития (ЗПР, ЗПРР);
- Задержки речевого развития (ЗРР, ОНР);
- Невозможность освоить учебную программу;
- Отказ от речевого общения;
- Повышенная утомляемость на уроках;
- Дезориентация в пространстве;
- Асоциальное поведение (ребенок старается соблюдать правила устава школы, наказы родителей, но безуспешно).
- Неадекватное поведение (ребенок не контролирует эмоции).
- Эхо- и аутостимуляция.
- Ранний детский аутизм, аутичное поведение.
- Неконтролируемые движения телом, языком, головой во время напряженной умственной работы (чтение, письмо).
- Проблемы со сном, аппетитом.
Кроме перечисленных случаев, обращаться к нейропсихологу за консультацией рекомендовано родителям, чьи дети рождены с травмами, с помощью кесарева сечения, пропускали в развитии важные этапы (ползание, гуление).
Методы нейрокоррекции
Без специальной коррекции недостатки в работе мозга не устраняться сами собой. Отказ от лечения приведет к хронической неуспеваемости в школе, снижению самооценки и неудачам во взрослой жизни. До 12 лет почти все проблемы, связанные с психическими функциями, можно устранить или уменьшить на коррекционных занятиях.
Родителям важно понимать, в норме малыши от рождения проходят следующие этапы развития психических и сенсомоторных функций:
- Самостоятельное прохождение родовых путей;
- Лежание на спине;
- Держание головы;
- Перевороты на живот, с боков;
- Ползание по-пластунски;
- Упор руками;
- Самостоятельное усаживание;
- Ползание на четвереньках;
- Вставание с помощью опоры, потом без нее;
- Ходьба за ручку, самостоятельно без помощи взрослых.
Если эта последовательность не нарушена, то речевое, психическое развитие к школьному возрасту будет в норме. В случае пропуска одного или нескольких этапов, функции мозга формируют неполную или нецелостную форму деятельности. Поэтому ребенок воспринимает пространственную сферу искажено, есть риск возникновения различных проблем с обучением, речевым, поведенческим развитием.
С учетом анамнеза и результатов подробного обследования специалисты нейропсихологических центров для детей применяют несколько методов работы со школьниками, младшими и старшими дошкольниками. Это логопедические, игровые, телесно-ориентированные, арттерапевтические, психологические технологии. Задача педагога состоит в том, чтобы приблизить уровень развития ребенка (атипичный, патологический) к нормальному по его возрасту и полу. Нейропсихологическая коррекция в раннем детском или школьном возрасте восстанавливает работу ЦНС.
Занятия с нейропсихологом
Эффективная нейропсихологическая коррекция школьников возможна только с помощью систематических занятий с детским логопедом-дефектологом. Самостоятельное выполнение упражнений с ребенком на дому, по рекомендациям из книг, учебников для специалистов или онлайн-уроков для родителей, как правило, не дают желаемого эффекта. Детям с серьезными нарушениями в развитии когнитивных процессов необходим индивидуальный подход с учетом особенностей работы их психической системы.
Но при поиске грамотного логопеда-дефектолога у родителей возникает несколько неожиданных проблем:
- Педагоги не соответствуют запросам ребенка по квалификации и практическому опыту работы с подобными случаями.
- Специалисты используют общепринятые методы работы, не учитывают индивидуальные особенности школьника.
- Логопед не дает гарантии успеха, не выстраивает возможный план развития событий. В такой ситуации родители чувствуют себя беспомощными и вынуждены ходить на занятия, надеясь на удачу.
- Педагог ведет занятия на дому, где для ребенка нет комфортной среды.
Конечно, можно согласиться на поставленные педагогом условия и ждать чуда. Но умнее и выгоднее для малыша, родителей будет поиск хорошего логопеда-дефектолога, который даст гарантию качества коррекционных занятий, подтвердит слова об опыте и квалификации дипломами, благодарственными письмами, реальными историями маленьких пациентов.
Найти профессионального специалиста по работе с нейропсихическими нарушениями, значит потратить деньги и время на поиск педагога, занятия, выполнение упражнений не зря, то есть в итоге получить положительный результат.
Отличить хорошего логопеда-дефектолога от плохого просто. Грамотный, опытный специалист обладает таким набором качеств:
- Использует инновационные методы работы.
- Практикует занятия с детьми дошкольного возраста и подростками. То есть не зациклен на одном возрасте пациентов.
- Ставит перед собой и ребенком конкретные цели, реализовывает их пошагово.
- Постоянно находится в поиске новых методов работы, делится опытом с коллегами и сам посещает лекции профессоров, мастер-классы.
- Открыт для диалога с родителями.
- Может наладить контакт со сложным ребенком (закрытым от посторонних). Заботится о психологическом, физическом комфорте ученика на занятиях.
- Включает в урок разные формы деятельности: игры, гимнастику, пение, рисование, чтение, письмо и другие. Содержание определяется поставленными целями, возможностями малыша и новыми идеями педагога.
За помощью вы можете обратиться к логопеду-дефектологу в Центре детской нейропсихологии Альтер Вита. Работа команды специалистов направлена на качественное решение поставленных родителями задач, оказание комплексной помощи ребенку. В результате дети преодолевают трудности с обучением, у них повышается самооценка, они вырастают успешными, умными людьми без комплексов, навязанных школьным периодом.
Нейропсихологическая коррекция — это порой единственно правильный выбор родителей, обеспокоенных психическим здоровьем своего ребенка. Именно детский нейропсихолог помогает вовремя диагностировать и затем устранить причины неуспеваемости, задержек развития.