Развитие познавательных процессов внимания и памяти у детей дошкольного возраста идет очень интенсивно. Родителям и педагогам следует уделять формированию и тренировке этих способностей максимум сил и времени, так как именно эти свойства психики определяют будущую успешность ребенка в учебе. Рассмотрим самые основные особенности этих двух процессов, важнейших для интеллектуального развития детей.
Внимание дошкольников это способность сосредоточиться на каком-то одном объекте или явлении. Этот познавательный процесс бывает непроизвольным и произвольным. Тренировать нужно именно способность к произвольному вниманию, в котором участвует воля ребенка. У малышей присутствует только непроизвольное внимание, но постепенно ребенок учится сосредоточенности сознательной. С каждым годом этот навык становится лучше, но со специальными тренировками он совершенствуется намного быстрее и эффективнее.
Память дошкольника — это его способность сохранять информацию и воспроизводить ее, если это необходимо. Процесс запоминания тоже может носить непосредственный и опосредованный характер. Психологи говорят: « В детстве мышление — это память, а у взрослого человека память — это мышление». Малыши буквально «впитывают» информацию, но не всегда способны контролировать этот процесс. Взрослым приходится мягко направлять его в правильное русло. Обучение в школе полностью построено на запоминании нужной информации, в больших объемах, поэтому способность быстро и прочно запомнить то, что необходимо — залог отличных оценок.
Внимание и память — два «кита», на которых создается фундамент готовности ребенка к школьному обучению. Именно поэтому так важно уделять много времени тренировкам этих качеств в дошкольные годы.
Как развивать внимание и память у детей
В конце дошкольного детства познавательные процессы у детей значительно лучше, чем год-два назад. К этому моменту будущие школьники уже способны использовать логические приемы, навыки чтения и письма, да и, самое главное, нервная система становится способной выдерживать более серьезные нагрузки, чем, например, в средней или старшей группе. Конечно, для совершенствования познавательных процессов по-прежнему можно и даже необходимо использовать не только специальные упражнения, но также и разные игры на развитие внимания и памяти.
Для этой цели отлично подходят как готовые методические наборы, так и упражнения с использованием подручных материалов (игрушек, картинок, конструкторов, природного материала). Развивать внимание и память детей можно как в ходе тематических занятий, так и в свободной деятельности — на прогулке, в очереди, в транспорте.
Игры
Игра — ведущая деятельность для дошкольников. Это значит, что именно в форме занимательного развлечения малыши легче и быстрее осваивают новые навыки. Именно поэтому игры для детей являются оптимальной формой тренировки их способностей. Различные игры на внимание и память представляют собой богатейший материал для тренировки и совершенствования данных познавательных процессов.
Дидактические
Пара за парой
Подберите набор парных изображений (15-20 пар). Это может быть готовый наглядный материал или ваши собственные рисунки на картоне, сделанные месте с детьми. Все карточки нужно положить изображением вниз и хорошо перемешать. Каждый игрок может открыть за один ход только две карточки. Если рисунки на них совпадут, то пара остается у участника. Если нет — картинки возвращаются на стол. Важно возвращать карточки на то место, с которого они были подняты. В этой игре на внимание выигрывает тот, кто соберет больше всего пар.
Эмоции и истории
Подготовьте картинки с изображением эмоций. Например, это может быть: радость, грусть, злость, страх. Разложите рисунки пред ребенком. Если играет несколько детей, то комплект изображений должен быть у каждого. Начните читать какую-нибудь сказку или историю. Дети должны поднимать ту карточку, которая иллюстрирует переживания героя. Побеждает тот, кто правильно использует все картинки.
Узор по образцу
Вариантов этой игры для развитие памяти и внимания очень много. Суть в том, что детям предлагается образец, а они должны повторить узор. Можно использовать мозаику, конструктор, пластилин и природные материалы, пуговицы, палочки. Взрослый должен разложить предметы на своем листе бумаги, а ребенок — повторить орнамент на своем. Побеждает тот, кто сможет выполнить задание без ошибки. Такие игры на развитие памяти и внимания одновременно очень полезно включать в программу подготовки старших дошкольников к будущему обучению.
Диктант
Раздайте всем играющим по листку бумаги. Начните описывать какой-то рисунок (лучше, если он сделан вами заранее). Пусть дети рисуют, слушая ваше описание, без опоры на изображение. Если предложить дошкольникам листок в клеточку, то можно будет использовать в качестве эталона не сюжетный рисунок, а узор. Выполнять такое упражнение нужно, «проходя» по одной клеточке в нужном направлении. Если дети смогут выполнить все шаги правильно, то у них получится определенный рисунок (в свободной форме или в виде определенного узора). Такие игры на концентрацию внимания помогают детям лучше ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при освоении письма.
Сказки
Прочитайте ребенку две одинаковые истории или сказки, очень похожие одна на другую. Отличаться они должны лишь небольшими деталями. Нужно прослушать первый сюжет, а потом найти все отличия от него во второй истории. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто соберет их больше всех. Эту игру на развитие внимания для детей можно проводить как с авторскими сказками, так и с самостоятельно придуманными историями.
Сложи слово
Предложите детям составить слово из тех букв, которые разложены перед ними. Конечно, нужно использовать не слишком длинные варианты. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее других, совсем без ошибок.
Подвижные
Разнообразные подвижные игры на внимание тоже приносят большую пользу детям 6-7 лет, тренируя не только ловкость, но и интеллектуальные способности. Вот несколько примеров.
Повторяй за мной
Это упражнение на развитие внимания проводится с группой детей. Выбирается ведущий, который под музыку показывает различные движения. Остальные участники должны повторять все за ним. В конце ведущий выбирает одного, чье участие понравилось ему больше других.
Колечко на веревочке
Все участники этой игры для дошкольников должны встать в круг. Внутри круга располагается еще один круг из веревки, на которую надето кольцо. Дети держат веревку в руках и передают кольцо друг другу, свободно передвигая его руками. Ведущий должен остановить движение кольца, указав на того, кто в данный момент держит его в руке. Если ведущий смог справиться с этой задачей, то он меняется местами с тем игроком, у кого он смог обнаружить кольцо.
Художник
Все участники этой игры на развитие памяти и внимания разбиваются на пары, участники каждого «дуэта» должны встать один за другим. Те, кто стоят первыми, закрывают глаза. Взрослый показывает второй части играющих какое-то изображение. Это могут быть простые рисунки, буквы, числа, какие-то символы. Затем те дети, которые видели изображение, должны «нарисовать» его на спине тех, кто стоит перед ним. После «картины» должны повторить свой узор на бумаге. Если рисунок передан верно, то дети в паре меняются местами.
Советы педагогов
Если вы хотите помочь своему ребенку стать внимательнее и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая определенные правила:
- Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
- Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей, им такие занятия даются с трудом.
- Проводить игры нужно по одной-две за один раз, не больше.
- Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
- Можно использовать для развития внимания и памяти музыкальные игры и задания. Например, повторить заданный ритм или определить звучащий инструмент.
- Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.
Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу!