Алалия – заболевание, характеризующееся грубым недоразвитием речи или полным ее отсутствием. Заболевание возникает при поражении речевых центров в коре головного мозга.
Алалия у детей сопровождается нарушениями сразу нескольких компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико-грамматический строя. Дети с таким заболеванием имеют очень небольшой словарный запас или совсем не говорят.
Обследование детей с алалией показало, что данному заболеванию больше подвержены дошкольники, в меньшей степени младшие школьники. Также специалисты отмечают, чаще диагноз алалия ставят мальчикам, нежели девочкам.
Причины алалии
Причин данного нарушения может быть множество:
- Патологии внутриутробного развития (гипоксия плода, перенесенные заболевания матери, травмы)
- Генетическая предрасположенность
- Осложнения во время родов: гипоксия, инфицирование
- Травмы головы
- Отравления токсичными веществами
Алалия: виды и симптомы
Выделяют следующие виды алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная)
- Сенсорная алалия (импрессивная)
- Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)
Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.
Моторная
Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.
Причины:
- Внутриутробное органическое поражение головного мозга
- Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.
Механизмы моторной алалии еще до конца не изучены. Специалисты отмечают, что в основе моторной алалии лежат органические поражения мозга. Однако одни говорят, что в основе нарушения лежит патология моторики, а другие что нарушения психических процессов.
Признаки нарушения:
- Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
- Расстройства поиска слов
- Нарушение слоговой структуры слов
Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.
Важные критерии диагностики алалии у детей:
- Замедленный темп усвоения языка
- Патологическое развитие языка
- Сохранность слуха
- Понимание обращенной речи
Важно отметить, что часто моторная алалия сочетается с сильно выраженными неврологическими и психопатологическими нарушениями. (Дети, страдающие от аутизма, олигофрении часто имеют речевые патологии).
Родителям важно знать, что врачи могут по разному называть моторную алалию: «слухонемота», «афазия», «дисфазия», «афазия развития», «задержка речевого развития» и «конституциональная задержка», «общее недоразвитие речи», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность».
Сенсорная
Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.
При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.
Признаки нарушения:
- Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
- Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
- Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).
Обследование и коррекция
Какие обследования детей необходимо провести, чтобы уточнить диагноз. В случае подозрения данной патологии, важно оценить степень повреждения головного мозга.
Для этого нужно посетить следующих специалистов:
- Невролог – назначит необходимые обследования и медикаментозное лечение.
Обследования:
ЭЭГ (электроэнцефалография) ЭХО- ЭГ (эхоэнцефалография) Регнгенография черепа+ МРТ головного мозга
- Отоларинголог – проверить слуховой и речевой аппарат.
Обследования: Отоскопия Аудиометрия Исследование функции слухового анализатора
- Также полезно посетить детского психолога и логопеда. Эти специалисты сформируют коррекционную программу для работы с малышом.
При коррекции алалии важен комплексный подход, которые включает:
- Медикаментозное лечение
- Коррекционную работу с логопедом и детским психологом.
Медикаментозное лечение включает в основном ноотропные препараты (Кортексин, Когитум,Энцефабол, Гаммолон, Цераксон), которые стимулируют развитие структур головного мозга. Лечение назначается врачом. Обычно в начале назначается небольшая доза лекарства, которая постепенно уваливается.
Также врач может назначить ребенку с речевыми нарушениями физиолечение. Физиопроцедуры в комплексе с лекарственными препаратами дают хороший результат при алалии. Используют магнитотерапию, лазеротерапию, электрофорез, водолечение.
Занятия с логопедом
Логопедический массаж часто используется при лечении алалии у детей. Его проводят для восстановления тонуса лицевых мышц.
- Используются следующие приемы: Расслабление языка и его корня, губ, мышц рта и шеи при помощи точечного массажа, вибрационных воздействий, легких похлопываний и поглаживаний.
- Укрепление мышц лица при помощи поглаживаний лба, щек, разминанием скуловых и щечных мышц.
- Языковая гимнастика для налаживания правильной работы артикуляционного аппарата. В комплекс гимнастики входят мимические упражнения, упражнения для языка и губ, фонетическая зарядка.
Педагогическая работа строится поэтапно:
- Работа над возникновением звуков.
- Вызывание слогов в речи.
- Связывание слогов в слова.
Педагог проводит с ребенком упражнения на коррекцию речевого дыхания, силы голоса, интонирования, коррекцию слоговой структуры слова, накопление речевого запаса.
Упражнения:
- Маятник Логопед просит ребенка высунуть язык и двигать им слева на право. Чтобы малышу было более понятно движения языка можно сравнить с движением хвоста рыбки или хвоста лисы. Рыбка плывет и двигает хвостиком: туда-сюда, туда-сюда. Лисичка бежит и машет хвостиком: влево-вправо, влево-вправо.
- Надувание щек Логопед просит малыша надуть щеки. Надуй щеки как сердитый медвежонок. Давай спрячем «яблочки» за щечки!
- Трубочка Логопед просит вытянуть губы трубочкой. Какой у слоника хобот? Вот такой длинный!
Мимические упражнения
- Весна пришла Педагог предлагает крохе представить, что наступила весна. Ребенок показывает восторг от встречи с солнцем, как он греется в лучиках теплого солнышка.
- Медведь в домике Педагог предлагает ситуацию: пришла весна, растаял снег, и талая вода попала к медведю в берлогу. Мишка сначала испугался, потом удивился и обрадовался наступлению весны.
Упражнения для мышц шеи
- Цветочки Педагог показывает ребенку, как цветочки качаются, наклоняя при этом голову то вправо, то влево.
- Солнышко Пригрело солнышко, посмотри (малыш поднимает голову вверх), скоро вырастут цветочки (малыш опускает голову вниз).
Домашние занятия
Такие упражнения можно выполнять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Родители могут самостоятельно легко освоить эти нехитрые упражнения. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день. Лучше, если это будет утреннее время, до обеда, когда кроха еще активен и не переутомился.
- Переложи игрушки Крохе предлагаются какие-либо мелкие предметы: пуговицы, бусины крупного размера, маленькие игрушки (например, из киндер-сюрприза). Малыша просят разложить эти предметы по небольшим сосудам (баночкам, стаканчикам).
- Сделай бусы Малышу дают толстую нить и крупные бусины и предлагают сделать бусы. Можно делать бусы для себя или для мамы.
- Закрой коробочки Ребенку предлагают несколько коробок с крышками разного размера, но одинаковой формы, например, круглые или квадратные. Взрослый открывает коробочки и предлагает ребенку найти подходящую крышку к каждой из них.
- Поймай шарик В емкость с водой, например в таз или ванну, если игра будет проходить дома, кладут шары разноцветного цвета. Малышу предлагают сачок, при помощи которого он будет вылавливать шары, затем дают задания: достань красный шарик, а теперь зеленый.
- Узор из пуговиц Ребенку предлагаются пуговицы разных цветов и размеров и лист бумаги с тонким слоем пластилина. При помощи пуговиц малыш выкладывает узор на бумаге.
Сенсорная и моторная алалия нередко приводит к тому, что малыш не использует глаголы в своей речи. Поэтому эффективны игры с карточками, на которых изображены действия.
- Кто что делает Для игры потребуются карточки, на которых изображены действия: мама кормит дочку, мальчик играет в футбол. Педагог или мама сначала рассказывают малышу о том, что нарисовано на картинке, а потом просят рассказать.
Карточки для занятий: Карточки для работы с алаликами часть 1 Карточки для работы с алаликами часть 2 Карточки для работы с алаликами часть 3 Карточки для работы с алаликами часть 4
Рекомендации родителям
Если у ребенка алалия важно вовремя обратиться за помощью к специалистам: врачам, педагогам и психологам. Своевременно оказанная помощь поможет улучшить течение заболевания. Кроме того, очень важно адаптировать ребенка к жизни в социуме.
Перед родителями ребенка-алалика часто встает вопрос: в школе какого вида обучать ребенка? Есть несколько мнений по этому поводу. С одной стороны, диагноз алалия не предполагает инвалидность и, если с ребенком много занимаются педагоги и родители, он может осилить программу обычной школы. С другой стороны, при алалии, школьнику намного проще будет обучаться в специальной речевой школе или классе, программа которых адаптирована под его особенности.
Какие есть плюсы обучения в специализированной школе:
- Специальная программа, адаптированная под нужды ребенка.
- Дополнительные часы занятий с логопедом и психологом.
- Небольшое количество учеников в классах.
Постарайтесь помочь ребенку как можно более комфортно жить с имеющимся у него нарушениями, используя все средства.